Многие убеждены, что настоящей свободы выбора нет. Что есть вещи, которые можно делать, и есть вещи, которые делать нельзя. И это не о соблюдении законов, а о людях, которые уверены, что никогда не смогут воплотить мечты в жизнь, жить так, как им хочется. Почему? Из-за психологических капканов, которые они сами расставляют на своем пути. Свобода — это не философский вопрос.

Чужие ожидания

Для некоторых это начинается с пеленок: хотели мальчика, а получилась девочка, рассчитывали, что наследник будет круглым отличником, а получили типичного троечника, мечтали, что дочь будет играть на пианино, а сын получит какой-нибудь спортивный разряд, но дети к этому оказались не склонны. От нас ожидают многого уже с детства, и даже самые прогрессивные родители частенько не осознают, что вечно чего-то требуют от детей.

«Ты должен быть таким, каким я хочу тебя видеть», — вот общий посыл, которые получают многие люди еще в школе. Ну а потом идет институт, устройство личной жизни, рождение своих детей. На «подкорке», как штамп, остается идея — воплотить в реальность не свои, а чужие ожидания.

Многих детей просто не учили выбирать. Мама решала, что им носить, чем завтракать, какие увлечения выбрать («Что за игры во дворе?! Иди книжку почитай!»). В итоге сценария тут два: либо человек всю жизнь пытается стать «хорошим», соответствовать родительским надеждам, либо бунтует против этого диктата и снова живет совершенно не так, как всегда мечтал.

Что мы видим в итоге? Нелюбимая работа, семья, к которой человек не был готов. Даже спутников жизни многие себе выбирают не сердцем, а головой (причем чужой), хотя готовы поклясться, что это не так. И от них тоже начинают вечно чего-то требовать. Например, чтобы жена, увлеченная женщина-ученый, сидела дома и воспитывала детей, а не проводила дни в лаборатории. Или муж, который работает обычным менеджером и его все устраивает, непременно сделал карьеру и стал богатым.

Побег

Многие из нас не способны прислушиваться к себе. Мы могли бы жить как нравится, если бы имели хоть какое-то представление о том, что нам по душе. Но вместо этого мы перенимаем чужие рецепты счастья. И не обязательно от родителей — стараются СМИ, медиа, реклама, окружение. Хочется добиться успеха в общепринятом понимании или хотя бы не «отставать от коллектива». Например, вовремя выйти замуж, получить кресло руководителя, родить детей и так далее.

Как ни странно, часто наша внутренняя природа все-таки берет свое. Люди, которые психологически оказались не готовы к семье, разводятся после такого «планового брака» по достижении определенного возраста или начинают убегать. Вся их жизнь становится не существованием в гармонии и счастье, а вечным эскапизмом: либо они нагромождают себя делами, чтобы отключить голову и ни о чем не думать, либо уходят в компьютерные игры, тусовки, выпивку, переедание и так далее.

Людям нужна хоть какая-то компенсация за жизнь в собственноручно выстроенной тюрьме, и они ищут ее в зависимостях. От отношений, шопинга, сериалов. И они сами так обычно и говорят: мол, на работе дурдом, муж мерзавец, жена мегера, но вот приду домой, а меня там ждет любимая передача или недочитанный роман, а это хоть что-то. Или «Вот доживем до отпуска, тогда будет хоть и короткая, но какая-никакая настоящая жизнь».

Жить без компромиссов

Для тех, кто с детства существовал в несвободе, жизнь целиком состоит из компромиссов. Они всегда готовы возразить: «Какая свобода? А как же ответственность? У меня семья, дети, элементарно надо за воду с электричеством платить». И это их объяснение тому, почему уже который год они занимаются нелюбимым делом и строят такие же угрюмые, неинтересные планы на будущее.

Хорошая новость в том, что с этим можно покончить. Причем не когда-нибудь потом, а прямо сейчас. Многие спрашивают меня: «Михаил, как быть, если я не хочу идти на работу?» Отвечаю я так: «Если сегодня не хотите — не ходите. Если завтра тоже не захотите, оставайтесь дома, ничего вам за это не будет. Но если уже целую неделю вас ломает от мысли про офис, то пора задуматься — а нужен ли он вам в принципе?»

Важно понять, что другая жизнь, та, когда вам все в кайф, на работе удовольствие, а дома гармония, вполне реальна. Более того — она потребует от вас куда меньше сил и затрат, чем та, которой вы живете сейчас. Когда вы делаете то, что нравится, вы вообще не устаете. Такой вид деятельности не отнимает у вас силы, а наоборот, придает энергию. При таком раскладе вы и добьетесь большего и в плане денег, и в плане статуса. Потому что вы будете на своем месте, проживать свои реалии, а не обслуживать чужие ожидания.

Путь к свободе

На самом деле это всего лишь вопрос привычки делать то, что нравится, заниматься тем, что доставляет удовольствие, окружать себя людьми, с которыми вам действительно хорошо. Причем всегда, а не время от времени. Привычка, как известно, формируется 21 день, но если вы с детства не привыкли к свободе, то усилие над собой сделать придется.

Вы будете идти через сопротивление, психика будет буксовать, просить вас вернуться к привычному сценарию. Но это хороший показатель: если становится чуть сложней, чем раньше, значит, перемены состоялись, старые нейронные связи разрываются, а на их месте появляются новые.

Свобода — это не философский вопрос. Это вопрос психологического здоровья и благополучия. Люди, которые живут так, как им нравится, не конфликтуют с этим миром, не отстаивают в нем свои интересы, не воюют со всеми подряд. И уж тем более не воюют сами с собой. Они просто живут счастливо. Их комплексы уходят, внутренние противоречия разрешаются. Все становится гладко и понятно.

Полюбите себя в бездействии

Есть люди, которые даже после работы, и в выходные, и в отпуске, в общем, всегда находятся в некоем подвижном состоянии. От них в глазах рябит. Не умеют они, например, просто валяться на пляже, наблюдать за горизонтом… Нет, они нанимают катер, чтобы в шесть утра подальше от берега ловить специальную глубоководную рыбу и потом жарить ее на кухне гостиницы к ужасу шеф-повара. А в обед они уже едут осматривать какой-нибудь замок или холм, или могилу знаменитого поэта. Вечером – дискотека. А как же? Мы что, зря приехали, что ли? «Время надо проводить с пользой» — их девиз. При этом непонятно, в чем измеряется польза.

Сказать, что они получают удовольствие от своей бешеной активности? Чаще всего НЕТ. Просто они не могут остановиться и считают это большим достоинством. Мол, уж такой я человек, всё в делах, всё в делах!

Но тут надо понимать, что люди ведут себя подобным образом не потому что такие вредные уродились, а потому что их так же гоняли собственные родители, а когда родители их родителей были детьми, старшие говорили чего и похуже. 

Не мудрено, и так сложилось исторически, что постоянная судорожная активность считается нормой, хорошим знаком и всячески одобряется социумом.

Но жизнь изменилась, перестроилась. И сейчас дело не в том, что наши предки, предки наших предков и предки их предков работали не покладая рук ради пропитания и нам нельзя отставать. Проблема в том, что во многих из нас присутствует ТРЕВОГА. Большая и зачастую необъяснимая.

Люди суетятся без видимой необходимости и результатов только для того, чтобы эту тревогу заглушить. Им кажется, что если они остановятся, что-то случится, что-то будет упущено, катастрофа и конец света. На самом деле, конечно, ничего подобного, и головой они это понимают, но голова тут ничем помочь не может.

Не справляясь с беспокойствами самого разного толка и не умея оставаться с ними один на один, «тревожные» стремятся придать смысл абсолютно любому своему действию. И если что делают, то только – с целью.

Гулять, просто гулять, прогуливаться ради удовольствия – никогда, разве что по магазинам, или мусор выбросить, хлеб купить, или пожить культурной жизнь – сходить в кино или в театр. И снова вопрос: а достигая своих целей, мелких и крупных, получают они удовольствие? И снова – нет. Тревога так просто не отпускает, им надо бежать дальше. И убегание как раз и есть симптом и следствие неспособности получить удовольствие от жизни. О том, что само удовольствие может быть целью, тревожные люди обычно и слышать не хотят.

От admin