11 ноября — День борьбы с кибербуллингом в России. В связи с этим ребята из компании РОЦИТ подготовили особенный материал, который нам показался очень интересным и актуальным. Сегодня поговорим о таком понятии как «кибербуллинг» в интернете.
Пандемия перевела нас на удаленную работу и оставила нам преимущественно онлайн-коммуникацию. Грань между «онлайн» и «офлайн» сейчас как никогда тонка, и чем больше времени мы проводим в общении в сети, тем больше рискуем столкнуться с его негативными проявлениями. Однако в условиях кризиса важно сделать это общение максимально комфортным.
Эта статья посвящена борьбе с кибербуллингом, чтобы рассказать о том, как важно экологично выражать свое мнение в соцсетях, а главное, как защитить себя и своих близких, если вы с ним все-таки столкнулись.
Что такое кибербуллинг?
Кибербуллинг или киберунижение – психологическое давление, оскорбление, травля в социальных сетях, чатах, форумах, почтовой рассылке – вообще в любом «общественном» пространстве в сети.
Травля существовала всегда, но с появлением интернета приняла другие масштабы. Отсутствие границ (во всех смыслах) и относительная анонимность позволили обидчикам чувствовать себя физически недосягаемыми. Ведь за оскорбление никто немедленно не накажет. Большой объем информации, который вы оставляете в сети, открывает огромные возможности для интернет-травли. Именно поэтому кибербуллинг принято считать одной из самых серьезных контентных угроз, которая влияет на психику человека, его самооценку и социализацию.
⠀
Эксперты РОЦИТ выделили самые основные формы травли, с которыми можно встретиться в сети:
— оскорбление
— домогательство
— распространение слухов
— использование чужого имени
— разглашение личной информации
— распространение компрометирующих сведений
— социальная изоляция
— прямые угрозы
Как экологично выражать свое мнение в соцсетях
5 принципов, которые помогут вам безопасно общаться в интернете:
⠀
1. Общайтесь так же, как и в жизни
Некоторые пользователи не воспринимают общение в сети всерьез, поэтому позволяют себя поведение, которого постеснялись бы в реальной жизни. Из-за того, что вы с собеседником не видите друг друга, появляется ощущение вседозволенности. Но помните, что за картинкой профиля скрывается живой человек со своими чувствами и эмоциями. Поэтому обзывать, унижать и насмехаться над другими пользователями онлайн не стоит.
⠀
2. Спорьте культурно⠀
Не согласны с написанным и хотите поспорить? Старайтесь говорить спокойно и доброжелательно, в Я-позиции: вместо «ты дурак» – «я предпочитаю другие ракурсы и фильтры». Приводите аргументы, но не переходите на личности. Если понимаете, что погорячились — лучше попросить прощения. Это вызывает уважение и характеризует вас как воспитанного человека.
⠀
3. Не будьте излишне откровенными
Если вы познакомились с кем-то в сети, ведите себя с ним/ней так же, как если бы вы познакомились с кем-то в обычной в жизни: будьте вежливы и подождите пока узнаете друг друга лучше, прежде чем делиться личной или конфиденциальной информацией.
⠀
4. Оставляйте неприятные комментарии без ответа
Если неприятные комментарии вас расстраивают, забаньте (отправьте в черный список) их автора. В Instagram, например, вы можете автоматически скрывать потенциально оскорбительные комментарии к своим публикациям, Stories и прямым эфирам. Для этого нужно в настройках приложения включить в разделе «Конфиденциальность» функцию «Скрывать оскорбительные комментарии». Вы также можете заблокировать свои комментарии от отдельных пользователей и пожаловаться на обидный комментарий самой соцсети. Если вас оскорбляют, например, на форуме – рекомендуем обратиться к модератору.
⠀
5. Не принимайте участие в травле онлайн⠀
Унижать и, тем более, травить другого человека — это не только подло и аморально, но и уголовно наказуемо. Если наткнулись на оскорбительное видео в сети, сообщите администрации сервиса или модераторам.
Как понять, что человек подвергся травле
Вот несколько основных признаков, которые помогут понять, что человек подвергся травле:
- у него изменилось настроение, он стал более замкнутым и встревоженным;
- он реже использует свой телефон, резко реагирует на оповещения о новых сообщениях;
- он удалил аккаунты в социальных сетях;
- вы увидели оскорбительные фото и материалы о человеке в открытом доступе (часто травля происходит у всех на виду).
Как помочь тому, кто подвергся травле
Если кто-то из ваших знакомых подвергается травле онлайн, предложите свою помощь:
✅ Поговорите с человеком, окажите ему моральную поддержку.
Если вам кажется, что вы не сможете помочь самостоятельно, обратитесь к человеку, которому вы доверяете.
✅ Напомните, что никто не заслуживает плохого отношения и никто не имеет права оскорблять его. Важно провести черту между офлайн-близкими и онлайн-незнакомцами, чье мнение и нападки зачастую носят виртуальный характер.
✅ Убедите его не продолжать конфликт, не отвечать агрессией на агрессию, часто именно этого и добивается обидчик.
✅ Порекомендуйте сохранять все доказательства оскорблений: скриншоты сообщений, писем, аудио и видеозаписи, фотографии и т.д.
✅ Будьте рядом
Постарайтесь проводить время вместе с другом, чтобы он чувствовал поддержку, и попросите остальных друзей и близких о том же. Это может быть чат с друг другом, звонок по телефону или онлайн, по возможности – встреча. Интересуйтесь периодически, все ли у него хорошо, чтобы показать, что вам это важно.
✅ Помогите настроить цифровые активы пострадавшего от онлайн-травли таким образом, чтобы свести на нет возможность недоброжелателей попасть в его поле зрения. Ограничьте доступ к комментированию и возможности отправлять личные сообщения, уберите со страничек личную информацию и другие чувствительные данные.
Что делать, когда вы подверглись травле
? Берегите себя
Не воспринимайте комментарии в сети и сообщения от незнакомых людей близко к сердцу. Многие публичные люди в сети их часто получают: от блогеров и артистов, до членов королевских семей!
⠀
? Оградите себя
Если вы замечаете, что один и тот же человек оставляет плохие комментарии под вашими постами или пишет неприятные вещи в личные сообщения, проверьте, есть ли в соцсети функции, направленные на заботу о психологическим благополучии пользователей. Например, в Instagram вы можете использовать функцию «ограничить», чтобы уберечь себя от травли онлайн, и тогда комментарии от этого человека будут видны только вам. Он также не сможет видеть, когда вы были в последний раз в Instagram и читали ли вы его сообщения.
⠀
? Расскажите о ситуации человеку, которому вы доверяете.
Если вам угрожали или вы переживаете за свою безопасность, скорее обратитесь за советом или помощью к человеку, которому вы доверяете. Это может быть член семьи, учитель или даже правоохранительные органы.
⠀
? Не нужно мстить
Не пытайтесь ответить обидчику тем же самым или унизить его. Не делайте и не говорите то, о чем можете потом пожалеть.
⠀
? Позаботьтесь о своей безопасности
Не подвергайте себя риску и не оставайтесь наедине с человеком, рядом с которым вы не чувствуете себя в безопасности. Если травля происходит онлайн, не переходите на диалог в личных сообщениях.
⠀
? Изучите вопрос
Проблема травли может коснуться любого: как ребенка, подростка, так и взрослого. Разобраться в вопросе помогут ресурсы с актуальной информацией. Например, советы по теме предотвращения травли и борьбе с ней можно также найти на странице проекта Травли Net в Facebook и Центре предотвращения травли этой соцсети.
Чем плох и опасен троллинг
Троллинг — это агрессивные, оскорбительные или провокационные комментарии и посты, специально написанные для того, чтобы разозлить и расстроить оппонента. Пользователей, которые делают это, называют троллями. С помощью троллинга они самоутверждаются и привлекают к себе внимание.
⠀
? Иногда троллинг бывает спланированным и массированным. В сети существуют интернет-сообщества, члены которых занимаются кибербуллингом просто для развлечения. Любой пользователь может зайти на сайт такого сообщества, обозначить жертву и причину травли, после чего огромное количество людей будет травить жертву. Они могут даже связаться с родственниками жертвы, если их контакты можно найти в открытых источниках, и переслать им какую-то компрометирующую информацию (например, откровенные фотографии или личные переписки).
⠀
? Часто тролли прикрываются тем, что это якобы шутки и сарказм. Шутка отличается от троллинга тем, что она смешна сама по себе, не опираясь на личности, а потому не обидна. Сарказм часто является проявлением пассивной агрессии и не приветствуется цифровым этикетом.
⠀
? Встретились с таким человеком? Во-первых, не обижайтесь. Слова тролля не имеют к вам никакого отношения: он просто пытается поднять себе самооценку таким неприглядным способом. Во-вторых, не отвечайте. Тотальный игнор – лучший способ наказать тролля. Не пытайтесь доказать свою правоту, не приводите никаких аргументов – лучше просто игнорируйте.
Как быть, если вас обвинили в травле
Лучший способ противодействовать киберунижению – соблюдать правила поведения и нормы этики, а также быстро реагировать на их нарушение:
⠀
1. Если кого‐то обидели ваши слова или действия, попросите прощения.
2. Если вы боитесь или вам некомфортно извиняться или восстанавливать отношения, обратитесь за советом как лучше поступить к взрослому или другу, которому вы доверяете.
3. Если вы не понимаете, почему ваши слова обидели кого‐то, извинитесь и попросите объяснить, что именно вы сделали не так.
4. Дайте понять человеку, что вы будете вести себя сдержаннее и подобная ситуация не повторится.
5. Изучите правила цифрового этикета, они помогут вам общаться тактично, деликатно и не быть неправильно понятым.